Решаем вместе
Rus Eng

Семинар "Организация исследовательской деятельности с обучающимися через формы дополнительного образования"

ИРО ПК / Контент / Этнокультурное образование / Новости ЭО / Семинар "Организация исследовательской деятельности с обучающимися через формы дополнительного образования"

22-10-2018 | 100

19 октября 2018 года на базе МАОУ «Гамовская средняя школа» Пермского района состоялся семинар «Организация исследовательской деятельности с обучающимися через формы дополнительного образования». Организаторы семинара – ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» и МАОУДО «ДЮЦ «Импульс».

В работе семинара приняли участие 27 педагогов из 10 школ Пермского района. В первой части семинара прозвучали 10 докладов. Педагоги поделились своим опытом организации и проведения исследовательской работы с учащимися. Педагоги применяют в своей практике разные формы и способы осуществления исследовательской деятельности. В одних школах существуют исследовательские кружки, в других – организуются краткосрочные курсы. В одних организациях работа изначально нацелена на индивидуальные интересы и личностный вклад в исследование, в других – проводятся масштабные коллективные исследовательские проекты. Педагоги уделяют большое внимание разным этапам исследовательской деятельности: от выбора темы, формулирования целей и задач до написания текста работы и выступления с ним на публике. Следует отметить, что педагоги используют как опубликованные пособия по исследовательской деятельности с обучающимися, так и разрабатывают свои упражнения и задания, своеобразные тренажеры, которые ориентированы на формирование исследовательских умений, а также адаптируют к данному направлению и внедряют в свою практику новые тьюторские технологии. Вместе с положительным опытом также были обозначены и имеющиеся проблемы, которые связаны с недостатком времени на проведение исследований, с обращением учащихся в первую очередь к интернет-ресурсам, с психологическими трудностями при публичной защите работ и др.

Вторая часть семинара имела практическую направленность. Участники семинара посетили занятие творческого объединения педагога дополнительного образования Натальи Яковлевны Поспеловой (МАОУ «Гамовская средняя школа») по теме «Есть ли ткани у плесневых грибов?». Педагоги увидели, как можно провести небольшое исследование в рамках урока, как определяется и решается исследовательская проблема учащимися, и вместе с ними узнали, что у плесневых грибов есть ложная ткань.

Также в практической части семинара Людмила Васильевна Каракулова (педагог дополнительного образования МАОУ «Юго-Камская средняя школа») провела мастер-класс по теме «Работа с информацией при оформлении школьного исследования», на котором педагоги смогли оценить правильность оформления своих работ, узнали, как сделать это правильно, используя доступные электронные программы.

Для общего обсуждения на семинаре были заданы следующие вопросы:

1) В каком возрасте формируются умения, которые необходимы для полного цикла исследовательской деятельности? Как оценивать оформление младших школьников, если они не обладают всеми умениями?

2) Возможно ли выполнение исследовательской работы парой или группой учащихся?

3) Как по-другому можно презентовать и использовать результаты исследований школьников?

4) Как сохранять интерес учащихся к исследовательской деятельности при строгих формальных требованиях к ним?

Конечно, окончательных ответов по поставленные вопросы и озвученные проблемы на семинаре не было найдено. Было отмечено, что деятельность педагогов с обучающимися во многом определена требованиями конкурсов исследовательских работ, а на краевом уровне пока не отмечается развития форм представления результатов и выделения возрастных этапов освоениях тех или иных исследовательских умений, на которых бы строилась система оценивая. При этом, у участников семинара уже был опыт на всероссийском уровне по представлению исследовательских работ в виде постера. Было рекомендовано рассмотреть возможность включения в муниципальные конкурсы исследовательских работ такие формы представления результатов – как постеры и научные батлы.

Также учителям рекомендовано определить возможности представления результатов исследований школьников для более широкой публики, например печать в местных газетах, на школьном сайте, презентация на научных школьных вечерах, использование информации в музеях образовательных организаций и др.

По данным рефлексии, участники отметили полезность мероприятия и потребность в продолжении таких встреч. В частности, были обозначены такие темы для будущих обсуждений, как психологическая подготовка обучающихся к публичному выступлению, освоение педагогами специальных электронных программ, которые можно использовать для получения, обработки и оформления материалов.


Назад

Наверх