Решаем вместе
Rus Eng

17 января состоялся краевой научно-практический семинар "Народное творчество и декоративно-прикладное искусство в современной системе образования"

ИРО ПК / Контент / Этнокультурное образование / Новости ЭО / 17 января состоялся краевой научно-практический семинар "Народное творчество и декоративно-прикладное искусство в современной системе образования"

20-01-2020 | 95

Итоги проведения краевого научно-практического семинара

«Народное творчество и декоративно-прикладное искусство в современной системе дополнительного образования»

 

Дата проведения: 17 января 2020 г.

Место проведения: ГАУ ДПО ИРО ПК, г. Пермь, ул. Екатерининская, 210.

Модераторы: Голева Т.Г., Зотова Д.А., Шурмина И.А.

Задачи семинара: определить направления развития декоративно-прикладного искусства и народного творчества в работе с детьми, обозначить важность «старых» ремесел и промыслов для современного мира и для процесса воспитания и обучения детей.

Число участников: 32 человека,

Категории участников: педагоги дополнительного образования, преподаватели художественных дисциплин, учителя технологии, учителя изобразительного искусства.

Муниципальные районы и городские округа, педагоги которых приняли участие в семинаре: всего – 12 районов и округов (Березовский, Большесосновский, г. Кунгур, г. Пермь, г. Соликамск, Карагайский, Лысьвенский, Нытвенский, Ординский, Пермский, Сивинский, Уинский).

В первой части семинара сотрудники ИРО ПК в своих докладах затронули следующие вопросы:

- возможности использования знаний и технологий народных ремесел и промыслов народов Пермского края в образовательной сфере;

- наличие тем по декоративно-прикладному искусству в программах курса «Технология»;

- инновационные формы, образовательные практики и модели осуществления образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования.

Теоретические вопросы были дополнены докладами педагогов. Всего на семинаре прозвучало шесть докладов об опыте работы.

- Светлана Григорьевна Запека рассказала об использовании природных материалов и народных промыслов в творческой деятельности учащихся с. Карагай.

- Валентина Ивановна Максимова поделилась положительным опытом проведения исследовательских работ с учащимися по прикладному творчеству и современному искусству (например, о природных красителях, об образе медведя в древнем и современном искусстве Прикамья и др.) в Уинской детской школе искусств.

- Оксана Валерьевна Лисьих рассказала и показала, как древние мотивы пермского звериного стиля находят новое воплощение в детских керамических работах Ординской детской школы искусств.

- Наталья Васильевна Вдовина в своем докладе раскрыла секреты использования доступного (иногда и бросового) материала с целью обеспечения условий для ручного ткачества в своей работе с учащимися в с. Большая Соснова.

- Галина Васильевна Алтынцева обратила внимание педагогов на то, что прикладное творчество является неотъемлемой частью деятельности фольклорных коллективов, которые не только создают свои костюмы, но учатся петь колыбельные песни, укачивая кукол, изготовленных по народной традиции, и проводят исследовательские работы о ремеслах и промыслах.

Практическая часть семинара состояла из 7 мастер-классов. Педагоги познакомились и попробовали сами изготовить некоторые предметы ткачества, плетения, русского пэчворка, расписать вещи, изготовить куклы. На мастер-классах можно было познакомиться как с традиционными ремеслами и декором (например, городецкая роспись, лоскутное шитье), так и с новыми наработками педагогов, которые они самостоятельно разработали или совершенствовали (например, роспись по камню, «кукла на пальчик»).

Педагоги дали краткие сведения об истории ремесла, описали технологию работы, необходимые для нее инструменты и помогли участникам семинара освоить  техники ремесла или декорирования.

Также на семинаре обсуждались вопросы развития декоративно-прикладного искусства в системе развития образования, развития методической поддержки педагогов и наличия возможностей для профессионального роста педагогов в данном направлении.

Участниками семинара были выделены следующие имеющиеся проблемы:

- новые поколения детей не усидчивы, не способны долгое время заниматься одним делом, тогда как декоративно-прикладное искусство требует внимания, погружения и длительного сосредоточения на однотипных действиях; педагоги вынуждены подбирать менее времязатратные задания и постоянно менять виды деятельности;

- декоративно-прикладное искусство требует финансовых вложений для закупки материала, что является проблематичным для образовательных организаций и семей учащихся;

- в некоторых районах Пермского края народное творчество и декоративно-прикладное искусство воспринимается как неактуальное, устаревшее занятие, не поддерживается местными власятми и населением, что способствует распространению искаженных представлений о ДПИ;

- школьный учебный курс «Технология» ограничен по времени, поэтому есть сложности с достижением образовательных результатов – знаний и умений по данному направлению;

- не хватает курсов повышения квалификации и практических семинаров для педагогов по декоративно-прикладному искусству (с привлечением в том числе  мастеров Пермского края);

- не достаточно литературы (методической, учебной) по декоративно-прикладному искусству, по ремеслам и промыслам народов Пермского края, специальных учебных изданий для учащихся детских школ искусства.

Участники семинара для развития педагогических компетентностей и обмена опытом предлагают проводить регулярные практические и методические семинары, конференции, выставки работ учащихся (например, в рамках мероприятий «Пермской ярмарки»), создание единого банка педагогического опыта по декоративно-прикладному искусству.


Назад

Наверх