Решаем вместе
Rus Eng

История и миссия Института

ИРО ПК / Сведения об образовательной организации / Основные сведения / История и миссия

Усадьба купцов Тупицыных и её обитатели.

Доступная среда



В 1938 году в 1788 сельских школах Пермской области было только 130 учителей с высшим образованием (ГАПО. Ф.р-986. Оп.1. Д.1005. Л.14). Вся эта масса людей нуждалась в систематическом повышении квалификации. Существовавшие на тот момент районные и городские методические комитеты не могли справиться с этой задачей. Главной причиной учреждения областного института повышения квалификации явилась необходимость объединить работу отдельных методических кабинетов, координировать их усилия, сложить единую областную систему повышения квалификации. (ГАПО. Ф.р-986. Оп.1. Д. 1005. .Л.1)

9 февраля 1939 года вышло постановление Оргкомитета Президиума ВС РСФСР по Пермской области об открытии при Облоно областного института усовершенствования учителей "с 1 января сего года". Заместителю заведующего Облоно при Оргкомитете Мосягину В.П. было предложено приступить к подбору штата института и подысканию помещения (ГАПО. Ф.р-564. On.2. Д.З. Л.200)

Уже в течение первого полугодия 1939 года, одновременно с решением организационно-хозяйственных вопросов, приступили к оперативной педагогической работе. Основными направлениями в ней были:

  1. Связь с вышестоящими научно-методическими заведениями.
  2. Связь с районными педкабинетами.
  3. Плановость в работе научных сотрудников института.
  4. Подготовка к проведению проверочных испытаний.
  5. Подготовка, подбор материалов к годовому отчету о состоянии преподавания по различным дисциплинам в школе.
  6. Подбор материала, характеризующего работу лучших школ и учителей.
  7. Выезды на места научных сотрудников института. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.З. Л.321)

Для решения наиболее важных вопросов созывался Совет института, в который входили методисты, инспектора Облоно, лучшие учителя и руководители школ, инспектора и представители высших учебных заведений города (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д. 41. Л. 188)

Благодаря настойчивости Павла Афанасьевича Гусынина (первого ректора института) Пермскому институту усовершенствования учителей с разрешения СНК СССР в конце 1939 года предоставили два каменных здания по адресу: ул. Большевистская, 210 (бывшая средняя школа N 4). При институте организовали общежитие на 120 коек. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.4. Л.157.)

Задачи на период становления института:

  1. Всемерно организовывать коллективную мысль и коллективную волю учительства и направлять их к тому, чтобы найти наиболее быстрые и действенные меры по ликвидации коренных недостатков школьной жизни.
  2. Всемерно изучать накопленный положительный опыт педагогического мастерства через изучение практики работы учительства, через глубокое и всестороннее обсуждение в учительской среде проблем обучения и воспитания.
  3. Всестороннее усовершенствование квалификации учительства через углубленную индивидуальную работу над собой, через воспитание у каждого учителя умения организовать свой труд, умения анализировать свою работу, осмысливать ее, вскрывать причины, порождающие недочеты и тем совершенствоваться, расти и всемерно повышать производительность твоего труда. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.З. Л.246)

Таким образом, основные задачи Института определялась как: оказание методической помощи школам по вопросам форм и методов овладения учащимися глубоких и прочных знаний и по вопросам содержания и методики воспитательной работы с учащимися.

В целях реализации приказа Наркомпроса "О восстановлении методической работы с учителями" в 1938/39 учебном году в районах Пермской области были организованы районные педагогические кабинеты, которые стали организующим центром методической работы с учительством. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.4. Л.256)

В августе 1939 года провели учительскую конференцию с охватом 500 человек и, по итогам первой четверти 1039 года, межрайонное совещание директоров. В 1939/40 учебном году организовали 18 семинаров с охватом 556 человек, месячные курсы директоров (27 человек) с отрывом от производства и годичные курсы учителей г. Молотова - биологов, русского языка и литературы и немецкого языка, без отрыва от работы. Всего курсовыми мероприятиями за первый год работы было охвачено 1563 учителя. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д. 4. Л. 158 об.)

3 января 1941 Молотовский институт усовершенствования учителей взял на себя обязательство систематически работать по следующим темам:

  1. Самостоятельная работа школьников.
  2. Изучение советского школьника.
  3. Руководящая роль педагогического совета в школе.
  4. Работа ученических организаций.

Основными направлениями работы института в этот период являлись изучение опыта школы и оказание ей помощи по следующим вопросам:

  • обеспечение полного охвата детей, осуществление педагогического надзора и проявление заботы о здоровье, быте и жизни детей в условиях военного времени;
  • организация 3-х сменных учебных занятий;
  • насыщение учебных предметов умениям и навыками по подготовке учащихся к труду и обороне (военизация учебных предметов, воспитание умения и навыков борца);
  • приемы и методы политического воспитания учащихся;
  • приемы и методы по вовлечению учащихся в общественно - практическую работу и производительный труд, направленный на укрепление обороны страны и быстрейший разгром врага;
  • военно-физкультурное обучение и воспитание;
  • работа ученических, пионерских, комсомольских организаций в военное время;
  • воспитательная работа в школьных интернатах для эвакуированных детей. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.6. Л.112 об)

Развивалась и библиотечная база института. Нa 01.05.1941 г. в библиотеке имелось 8984 книги и 2921 брошюра, на 01.01.46 г. - 15000 книг, более 5000 брошюр. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д. 6. Л. 133)

Об успехах института в годы войны свидетельствуют и полученные Директором П.А. Гусыниным в 1944 году значок "Отличник народного просвещения" и орден "Знак почета" (ГАПО. Ф.р-1542. Оп.1. Д.14. Л.49).

Направление и содержание работы института в послевоенные годы, определялись в соответствии с Приказом Министра просвещения N 813, объявлялось повышение идейно-политического уровня и деловой квалификации учителей и руководящих работников народного образования. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д. 98. Л. 182). С 1948 года Министерство Просвещения ввело в практику единую очно-заочную систему повышения квалификации. Каждый учитель, работающий до 15 лет, должен был через каждые четыре года один год совершенствоваться по этой системе. В течение зимнего периода он по программе и заданиям занимался самостоятельно, проходя до 600 часов самообразовательной работы и, затем, завершал обучение на летних очных курсах.

В конце 40-х - начале 50-х годов особое внимание учителей обращалось на предупреждение неуспеваемости и борьбу с второгодничеством.

Работа института в этот период проводилась в следующих направлениях:

  • осуществление единой системы повышения квалификации учителей;
  • повышение квалификации руководящих работников школы и отделов народного образования;
  • методическая работа;
  • руководство работой педкабинетов.

В середине 50-х годов, в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране, переходом школ на новые учебный план, программы и учебники, изменилось и содержание работы института. Центр тяжести в работе методиста был перенесен на изучение и обобщение опыта работы учителя и оказание конкретной методической помощи отделам народного образования, пед. кабинетам и школам с тем, чтобы она оказывала непосредственное влияние на повышение качества обучения и воспитания учащихся. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.70. Л.79). Одной из основных задач ставилось развитие политехнического обучения путем усиления связи обучения в школе с производственной деятельности. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.55. Л.9).

С 1957 года институт организовывал научно-исследовательскую работу с вовлечением в нее всех заведующих райгорпедкабинетами. Темой 1957/58 учебного года была – "Преемственность обучения по годам обучения и связь школ с детскими садами; активность и самостоятельность учащихся в учебной и внешкольной работе, политехническое обучение учащихся". (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.41. Л.1). В 1958/59 году велась работа по проекту "Программы воспитательной работы в школе" (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.98. Л.41). В 1960-х - "Слияние процесса обучения и воспитания". (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д. 252. Л.3). В 1973/74-74/75 учебных годах темой научно-исследовательской работы была выбрана "Творческие поиски учителей и педагогических коллективов школ области в работе по новым программам"

В сентябре 1958 года произошло слияние областного и городского института усовершенствования. В связи с этим штат вырос до 50 человек (из них 32 методиста) (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.98. Л.66). Директором института с 8 октября 1959 года, в связи с выходом на пенсию П.Д. Гусыпина, стал Семен Кириллович Михайлов (ГАПО. Ф.р-1542. Оп.1. Д.14. Л.125)

За 4 года (1959-1962) на 2-х и 4-х недельных курсах было переподготовлено: работников районных управлений образования - 200 человек, руководителей школ -738 человек, учителей 12717 человек. Ряд курсов проводился на базе опорных районов и городов. Так, курсы преподавателей химии провели в г. Березники, где курсанты познакомились с предприятиями химической промышленности. С преподавателями географии занимались непосредственно на природе (на базе Кунгурского района), обучая ведению краеведческой работы на современном уровне. Провели областные педагогические чтения по темам: "Опыт работы по новым программам", "Организация учебно-воспитательной работы в школе интернате", "Использование краеведческого материала в школе", "Использование программы воспитательной работы", научно практическую конференцию по профессиональному обучению учащихся 9-11 классов, методическую конференцию "О содержании и формах связи общеобразовательной подготовки с повышением профессиональной квалификации учащихся в вечерних школах", зональный семинар-совещание о работе школ с производственным обучением и по подготовке старших пионервожатых и целый ряд других. Всего на педагогических чтениях и конференциях присутствовало свыше 6000 человек, было представлено более 1200 докладов, выступили 426 человек. Основной формой пропаганды педагогического опыта являлся выпуск брошюр и сборников, которых за 4 года было издано 52. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.201. Л.2-4).

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский областной институт повышения квалификации работников образования» (далее – ГОУ ДПО ПОИПКРО) создан на основании решения Пермского областного исполнительного комитета от 19.12.1993 № 293, приказа Главного управления образования Администрации Пермской области от 23.12.1991 № 417.

На основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 30.06.2005 №5 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» ГОУ ДПО ПОИПКРО переименован в государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования» (далее – ГОУ ДПО ПКИПКРО).

Приказом Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края от 10.03.2011 г. № СЭД-51-01-01-68 «О переименовании ГОУ ДПО ПКИПКРО» ГОУ ДПО ПКИПКРО переименовано в государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр развития образования Пермского края».

Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 15.08.2013 г. № СЭД-26-01-04-715 «О внесении изменений в приказ Министерства образования Пермского края от 16.05.2013 г. № СЭД-26-01-04-412 «О переименовании ГБОУ ДПО «Центр развития образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Пермского края от 30.05.2013 г. № СЭД-26-01-04-488)» ГБОУ ДПО «Центр развития образования Пермского края» переименовано в Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края».

В соответствии с распоряжением правительства Пермского края 358-рп от 26.10.2015 г, с 15 марта 2016 года создано Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края».

Целями деятельности государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» является:

  • научно-методическое обеспечение реализации основных направлений федеральных и региональных программ (проектов) развития образования;
  • организация и проведение комплексных научных исследований и разработок, направленных на развитие региональной системы образования;
  • повышение профессиональной компетентности работников системы образования Пермского края

Предметом деятельности государственного автономного учреждения является:

  • осуществление научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности в сфере образования Пермского края;
  • информационно-аналитическое обеспечение и прогнозирование развития системы образования Пермского края;
  • сопровождение инновационных процессов в сфере регионального образования;
  • организация мониторинга эффективности деятельности образовательных систем различного уровня;
  • координация деятельности муниципальных методических служб;
  • издание научной и учебно-методической литературы для работников образовательных организаций Пермского края;
  • реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования

ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» является правопреемником ГБОУ ДПО «Центр развития образования Пермского края» и ГБУ ДПО "Институт развития образования Пермского края"

Учредителем ГАУ ДПО "Институт развития образования " является Министерство образования и науки Пермского края.

Наверх